Неоконченная симфония Шуберта...
130 лет Белгородскому государственному университету. Много изменений произошло прежде, чем БелГУ справил новоселье на берегу древней Везелицы, где Архангел Гавриил осеняет его своими крылами...
А.В. Белоусенко училась у нас почти 50 лет назад. Ее филологический факультет располагался тогда на улице Преображенской, (сейчас там находится СТФ). Как сообщила заместитель декана социально-теологического факультета Т.В. Соловецкая, студенты факультета, узнав, что Аиде Викторовне хотелось бы побывать в альма-матер, с радостью пригласили ее в свой обновленный корпус и с нетерпением ждут обещанной встречи. А пока (с небольшими сокращениями) предлагаем вашему вниманию воспоминания А.В. Белоусенко.
– Я помню, как после долгого перерыва наш вуз, тогда еще педагогический институт, вернулся в 1957 году в Белгород, уже областной центр. Занял он прекрасное старинное здание бывшей мужской гимназии на перекрестке улиц Коммунистической и Попова. В годы моего обучения (а поступила я в 1958 году) лестница была покрыта красной ковровой дорожкой. Мы, студенты-филологи, занимались всем курсом в аудитории №3 на 1 этаже, слева от входа.
Помню «неистовую» Надежду Михайловну Элиаш, читавшую курс устного народного творчества. Нам было немножко смешно слушать ее восторги по поводу частушек. «Частушка, – говорила она, – это законченное произведение» и находила в ней зачин, развитие действия, кульминацию и развязку. И ведь это действительно так. Несмотря на возраст, она ездила со студентами в фольклорные экспедиции, и я храню книгу «Русские народные песни Белгородской области» с автографом Н.М. Элиаш.
Дорога мне память и о Елизавете Сергеевне Романовой, преподавателе старославянского языка. Ее лицо связывалось в моем сознании с ликом иконописной Божьей Матери. Я тогда не знала, что она прошла всю войну – была переводчицей. Такая хрупкая, тихая… Я дорожу и ее подарком – книгой рассказов «Трехцветная кошка», навеянных войной.
На 2-м этаже в маленькой комнате с одним окном, выходящим на улицу Попова, располагался комитет комсомола. Там стояла радиола… Не знаю, как появилась эта пластинка, кто ее принес, но по внутренней радиосети в перерывах транслировали Неоконченную симфонию Шуберта. Чудесная музыка! Для меня она сливается с воспоминаниями о годах учебы.
Несколько лет назад из столовой, находящейся в цокольном этаже, открыли для посетителей дверь на ул. Попова. Я зашла, посмотрела. Нет, нет, я зашла не в столовую – я зашла в ту, нашу, студенческую жизнь и студенческую столовую с пирожками по 3 копейки, в те же стены… Так хотелось бы посетить здание, вернуться памятью туда, почти на 50 лет назад.
Вот здесь была библиотека, здесь кафедры. Вот актовый зал. Сколько концертов прозвучало там! Хор студентов исполнял старинный вальс «Березка», ансамбль девушек – песню И. Дунаевского «О любви» («Счастье жить и любить»). Ректор С.Н. Соколов виртуозно играл на балалайке, крутя ее и за спиной, и под коленом. Преподаватель математики А.М. Гордеев исполнял оперные арии, мужской ансамбль – Н. Прохоров, А. Островский, И. Гнидкин, В. Захаров – песню «Я трогаю русые косы» Я этих друзей воспринимала едино, как трех богатырей, хотя их и было четверо.
Хотелось бы походить по аудиториям, посмотреть в окна на Преображенский храм, колокола которого тогда не звучали. Там, у окна, было мое место, когда мы занимались в актовом зале. Хотелось, чтобы обрадовались моему приходу. Хотелось бы вспомнить многих преподавателей, студентов. Пусть это сделают не только мои сокурсники, но и выпускники других лет.
В моей памяти по-прежнему звучит Неоконченная симфония Шуберта.
12.05.2006
<< Назад к списку | | Просмотров: 1844 |
Войти, чтобы оставить комментарий.