«Отправить к вечному хранению…»
За время обучения на историческом факультете, студент знакомится с основами самых разных профессий: археолога, педагога, архивного работника – получая умения и навыки, которые могут оказаться полезными в будущем трудоустройстве.
Архивная практика является обязательной для прохождения студентами III курса исторического факультета. В 2010/11 учебном году её проходили студенты групп 070801, 070802 и 070805, под руководством: канд. ист. наук, доц. Старченко Галины Ивановны, канд. ист. наук, ст. преп. Сергиенко Марины Александровны и ст. преп. Шатохиной Светланы Богдановны. Местами проведения практических занятий стали Государственный архив Белгородской области (ГАБО) и Государственный архив новейшей истории Белгородской области (ГАНИБО).
Целью архивной практики является ознакомление студента с основными направлениями работы архива. Главной задачей практики выступает обучение первичным навыкам архивной работы.
После определения состава рабочих групп на установочной конференции прошедшей 20 декабря в 620-й аудитории, каждой группе было определено место работы и поставлены задачи, которые необходимо было выполнить за время прохождения практики – с 20 декабря по 22 января (с перерывом на новогодние каникулы).
Одной из групп например, предстояло выполнить задание, предложенное сотрудниками музея-диорамы «Огненная дуга» - найти места первичного захоронения бойцов Красной армии, погибших и погребённых на территории Белгородской области.
Освоив механизм работы, студенты научных групп приступили к выполнению заданий, однако, ввиду ограничения количества документов, которые выдаются в течение одного дня, и отсутствием навыка работы с описями архивных дел, работа в первое время не приносила желаемых результатов. Вскоре, с расширением области поиска, стали появляться и первые открытия. Всего же, в ходе работы каждым было просмотрено несколько десятков дел.
Информация, полученная в ходе изучения листов дел, крайне интересна, поскольку позволяет сделать выводы, отсутствующие в учебной литературе. Так, обращается внимание на то, что, зачастую, документы военного и послевоенного времени написаны не на специальных бланках, заполненных по строгой форме, и изобилуют грамматическими и пунктуационными ошибками. В качестве писчего материала служили листы из тетрадей, блокнотов, записных книжек и ежедневников, оборотные стороны более ранних документов и немецкая гербовая бумага. Использовалась даже оборотная сторона венгерской карты размером 60х30 сантиметров.
Исследование документов архивов позволяет по-новому взглянуть на историю Великой Отечественной войны, изучаемую историками и публицистами уже нескольких поколений. Поражают воображение источники, описывающие повседневную жизнь деревни, показывающие, что, в то тяжёлое время, не ушли из жизни людей бытовые хлопоты и плановые мероприятия. Даётся возможность оценить, какой след оставила война в жизни населённых пунктах края и, что крайне важно, как она описывалась участниками и свидетелями тех далёких событий.
Помимо просмотра дел, производилась работа с газетными подшивками, включавшая осмотр санитарного состояния, проверку наличия и нумерацию газетных листов. Работникам архива была также оказана помощь в проведении вязки и транспортировки архивных материалов в хранилище.
Ещё одним видом деятельности стало введение в научный оборот первичных материалов Всесоюзной переписи 1989 года на бланках различной формы.
Студенты нашего факультета, покидая в последний день практики стены архива, поблагодарили работников архива за комфортные условия работы и оказанную помощь.
Итогом практики является отчет о проделанной работе, составляемый каждым студентом, и дневник прохождения архивной практики.
Таким образом, в ходе прохождения практики выполнялись самые разные виды работ, результатом которых стало закрепление навыков и умений, формирование культуры общения, необходимых студенту исторического факультета в освоении будущей профессии. Архивная работа – это сложный, но очень важный труд, который требует недюжинного терпения, аккуратности и внимательности. Кроме того, архив – это огромный комплекс первоисточников, на материале которого может быть написана не одна дипломная работа – не упускайте свой шанс!
02.03.2011
<< Назад к списку | | Просмотров: 756 |
Войти, чтобы оставить комментарий.